Добро пожаловать на сайт, посвященный стритрейсингу в городе Жуковском |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
есть что сказать народу? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вентилируемые тормоза – хорошо, но… Напомним краткое содержание предыдущих “тормозных” серий. В ЗР, 1998, № 7 мы проверили, как тормозит “восьмерка” с разными колодками – выбирали из шести комплектов, отечественных и импортных. В ЗР, 2000, № 1 рассказали, на что способна “десятка” с тремя вариантами вазовских тормозных механизмов – 2108 (13 дюймов, невентилируемые), 2110 (13, вентилируемые) и 2112 (14, вентилируемые). Там же разобрали тормозные диски 2108 от разных производителей. Осталось проверить сами вентилируемые диски, оценив их достоинства и недостатки.
Что такое хорошо… Применительно к тормозам – их эффективность. А она напрямую зависит от температуры диска и колодок. С ее ростом увеличиваются тормозной путь автомобиля, усилие на педали тормоза, наконец, скорость износа колодок. Чем меньше тормоза греются, тем лучше. Чтобы оценить с этой точки зрения вентилируемые диски, за отправную точку взяли обычный диск 2108 – под 13-дюймовые колеса, невентилируемый (фото 1). Его конкуренты – вентилируемые 2110 (под 13 дюймов) и 2112 (под 14 дюймов) – последний ставят на машины с 16-клапанными моторами (фото 2 и 3). Взглянем на графики. Динамика нагрева каждого из дисков в ходе цикла торможений дает наглядное представление о преимуществах вентилируемых тормозов. Худший из тройки, очевидно, 2108. За 25 торможений он нагрелся до 440°С. Для многих тормозных колодок работа в этом режиме окажется смертельной (см. ЗР, 1998, № 7). Того же размера, но с вентиляцией, диск 2110 набрал 300°С. Тоже много? По сравнению с предыдущим сущие пустяки – на 140°С холоднее. А главное, динамика нагрева показала, что если для “восьмых” дисков продолжение в том же духе позволит достичь астрономических температур, то “десятые” вряд ли превысят отметку 350°С. А вот и чемпион – диск 2112. Этот на 21 мм больше в диаметре и тоже с вентиляцией. Его температура оказалась еще на 70°С ниже, достигнув отметки 230°С. График свидетельствует: сколько ни продолжай испытания в выбранном режиме, больше чем еще на 10–20 градусов этот диск нагреть будет трудно. Вот вам и ответ на вопрос, что такое “хорошо”. И что такое плохо Наконец, мы подобрались к самому интересному – откуда пресловутое биение педали тормоза на вазовских “десятках” (не на всех, конечно). Вникнув в табл. 1, обнаружим, что лучший в предшествующей номинации тормозной диск 2112 еще до испытаний немного не уложился в норму по плоскостности рабочих поверхностей – здесь отклонения больше допустимого. После испытаний он же показал предельно допустимое биение рабочей поверхности. Кто-кто, а уж этот образец от нагрева не должен был пострадать. Его коллега 2110 обнаружил существенный разброс твердости (11 единиц) – видно, со структурой у него не все в порядке. Но это, в общем, мелочи. Самое неприятное, что у обоих вентилируемых дисков еще до испытаний была обнаружена конусность привалочной поверхности. Вот, похоже, где собака зарыта. Укладываясь в нормативы по биению в свободном состоянии, оба образца покажут себя в истинном виде, когда их притянут по конусной поверхности к ступице колеса. Появление и исчезновение биения определятся тем, как диски будут притянуты и как распределится усилие затяжки между шпильками: биение может оказаться большим или ничтожно малым. Даже нагрев тормозных механизмов после серии торможений из-за их теплового расширения приведет к изменению усилий затяжки, и… педаль завибрирует.
P.S. Немного подсластим пилюлю. После наших испытаний самый “слабенький” диск 2108 так нагрелся, что покоробился и показал те же отклонения от плоскостности, что и неидеальный с новья диск 2112.
|